Версия для печати
Суббота, 07 августа 2021 20:39

Формы информационной войны

Автор

книгаВ качестве основных средств информационно-психологического воздействия на человека в ходе информационной войны в обобщенном виде выделяются следующие:

  • - средства массовой коммуникации...

(в том числе информационные системы, например Интернет и тому подобное);

  • - литература (художественная, научно-техническая, общественно-политическая, специальная и так далее);

  • - искусство (в том числе различные направления массовой культуры и тому подобное);

  • - образование (системы дошкольного, среднего, высшего и среднего специального государственного и негосударственного образования, система так называемого альтернативного образования и так далее);

  • - воспитание (все разнообразные формы воспитания в системе образования, общественных организаций - формальных и неформальных, система организации социальной работы и тому подобное);

  • - личное общение Цыганов В.В., Бочкарева Ю.Г. Механизмы изменения сознания в информационном противоборстве // Информационные войны. - 2012. - № 3. - С. 2-10.

  • Рассматривая механизмы влияния информационных войн на общественное мнение приведем точку зрения А. В. Манойло, определяющего информационно-психологическую войну как боевые действия, спланированные в соответствии с пиар-сценарием, цель которых -- не уничтожение живой силы и техники противника, а достижение определенного пиар-эффекта. Продукт современной операции информационно-психологической войны -- это сводка новостей СМИ в формате журналистского репортажа, в силу чего происходит формирование нужного общественного мнения. В итоге можно изменить жизнь человека, а если потребуется и способ существования, в том числе и социальный уклад населения, общественный строй Манойло А.В. Информационно-психологическая война: трансграничное сотрудничество и угрозы национальной безопасностив информационно-психологической сфере // Дневник АШПИ. - 2004. - № 19-20. - С. 226-234.

    Во многом это связано с тем, что процессы принятия решений массовым сознанием базируются на потоках развлекательной информации (от фильма до юмористической программы «Прожекторперисхилтон»). Поэтому информационная война рассматривается как способ воздействия на информационное пространство противостоящей стороны с целью достижения стратегических целей, а в ее основе лежит пропаганда Чернякова Н.Н. методы информационно психологической войны // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2010. - № 14. - С. 206-210.

    Целью психологической войны профессор В.С. Шатило считает «воздействие на общественное сознание таким образом, чтобы управлять людьми заставить их действовать против своих интересов». Ученый выделяет следующие методы психологической войны:

    • - определенный набор часто повторяющихся положений, которые нужно навязать общественному сознанию;

    • - использование электромагнитных и акустических полей в диапазоне инфрачастот, которые могут влиять на поведение людей на относительно малых пространствах;

    • - создание «мифов», дающих лажную искаженную картину мира; подмена проблем современности историческим прошлым, исходя интересов сегодняшнего дня;

    • - ликвидация героев, составляющих гордость народа;

    • - создание лажной дихотомии;

    • - распространение через СМИ взаимоисключающих суждений, провоцирующих некритичность, порождающих безразличие, апатию, неадекватность в оценке ситуации Шатило Я.С. Информационная война третьего поколения // Информационная безопасность регионов. - 2009. - № 1. - С. 42-45.

    Л. Воронцова и Д. Фролов представляют следующий перечень задач, которые ставит перед собой субъект информационного противоборства:

    • - навязывание определенных стандартов образа жизни и системы ценностей;

    • - формирование стереотипов в области воспитания и образования;

    • - использование акций информационной войны для разжигания расовой, национальной и конфессиональной розни, провоцирование межнациональных и межконфессиональных конфликтов;

    • - стимулирование и поддержка сепаратизма и иных центробежных тенденций;

    • - пропаганда насилия, порнографии, разрушение духовных ценностей гражданского общества;

    • - разрушение гражданского и национального самосознания и представлений граждан о долге перед страной» Воронцова Л.В., Фролов Д.Б. История и современность информационного противоборства. - М.: Радио и связь, 2006 - с.97-98.

    Другие исследователи дополняют и конкретизируют этот список:

    • - навязывание ложной или бессодержательной информации, лишающей возможности правильно воспринимать события или текущую обстановку и принимать верные решения;

    • - поддержание благоприятного общественного мнения;

    • - организация массовых демонстраций под ложными лозунгами;

    • - пропаганда и распространение ложных слухов» Бухарин С.Н., Цыганов В.В. Механизмы информационных войн // Информационные войны. - 2007. - № 2. - С. 2-10.

    Характерной особенностью информационно-психологической войны как пика информационного политического противоборства, является широкое использование средств манипуляционного давления на общественное сознание. Политики тем охотнее используют манипуляторные средства борьбы за власть и прибегают к фальсификации, чем неуправляемее оказывается политический конфликт, в котором они участвуют и чем ограниченнее оказываются их публичные средства его разрешения Цыганов В.В., Бочкарева Ю.Г. Интеллектуальные механизмы информационного воздействия // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 4. - С. 128.

    Верификация фальсификации в условиях борьбы оказывается крайне затруднена, вследствие преднамеренной информационной экспансии акторов политического конфликта. Скорость, с какой происходят политические процесс, не позволяет их своевременно идентифицировать и определять как фальсификации. При этом необходимо учитывать что вся та информация, которая появляется в медийном поле, автоматически становится элементом одной большой политики Панарин И.Н. Технология информационной войны. - М.: КСП+, 2003. - с. 257.

    Особую опасность представляют методы информационно-психологической войны, направленные на разрушение психики, ценностных ориентаций населения. Среди них можно выделить следующие: навязывание западных образцов воспитания, отрицание традиционных взглядов, внедрение ювенальной юстиции с целью отлучения молодого поколения от традиций и опыта старшего поколения. Одним из изобретений информационной войны является внедрение «двойных стандартов» Почепцов Г.Г. Информационные войны. - М.: Ваклер, 2001. - с. 412.

    Одной из информационных технологий, подталкивающих молодежь к бессмысленным формам протеста является принцип спагетти, который ярко проявился в «бескровном перевороте на Украине под названием «оранжевая революция», в Киргизии, когда толпа буквально «взбесилась и крушила всё и вся» Василенко И. Информационная война как фактор мировой политики // Государственная служба. -- 2009. -- № 3. - С. 23-29.

    Среди методов активно навязывающих образцы антикультуры - внедрение кинопродукции, которая демонстрирует и внедряет в детское сознание перевернутые ценности. Воспитание человека-дебила, развитие моделей девиатного поведения в семье, пропаганда идей, противоречащих нормам воспитания мальчиков и девочек подросткового возраста представлены в различных мультфильмах и кино Гаврилов Г.А. Информационная война и паблик рилейшнз // Молодой ученый. - 2012. - № 6. - С. 243-245.

    Не менее мощным средством является реклама - с её помощью идет активное формирование искусственных потребностей Самарин А.Н., Фионова Л.К., Шабалин А.П. Информационная война как метод обработки массового сознания // Репутациология. - 2011. - № 5-6. - С. 92-95.

    Еще одним средством являются компьютерные игры. При этом игры с видом «из глаз» еще и способствуют идентификации с героем, зачастую агрессивным и отрицательным Дергачёв В. Геополитика мировой киберевойны // Вести, аналитики. - 2011. - № 43(1). - С. 52-59.

    И одним из самых мощных средств является Интеренет. Ведение информационной сетевой войны стало как никогда удобно: появилась возможность бесконтрольного размещения негативного и, что важно, анонимного сообщения, которое быстро распространится в сети. В традиционных СМИ всегда было возможно идентифицировать автора, порочащего материала, а также доказать, добившись опровержения через суд, что размещенная информация ложна. В сети Интернет подобное сделать не удастся либо процесс займет непропорционально много времени, что пойдет на пользу противнику в информационной войне Макарова Ю.О. Особенности осуществления информационных войн в Интернете // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2014. - № 5. - С. 72-78.

    Большое знание здесь имеют и социальные сети. Онлайновые социальные сети, помимо выполнения функций обмена мнениями и получения информации, все чаще становятся объектами и средствами информационного управления, ареной информационного противоборства, а так же удобной платформой для развертывания и ведения информационных войн.

    Существует и множество других методов и средств воздействия на общественное мнение в ходе информационной войны - явные и не явные. И это обуславливает необходимость соответствующей защиты.

    Защита от информационных войн требует разработки проблем информационной безопасности на разных уровнях: на уровне безопасности государства от вторжения внешних сил, на уровне безопасности общества, аудитории от внутренних сил. И в разных плоскостях -- технологической, идеологической, управленческой и так далее. Поэтому неудивительно, что за серьезные исследования по информационным войнам берутся люди, далекие от журналистики (например, философы, экономисты, экологи, физики и так далее) Уткин А.И. Информационные войны // Информационные войны. - 2009. - № 1. - С. 62-83.

    Тем не менее, следует отметить, что появляются и новые трудности в использовании средств и методов ведения информационной войны -- речь идет о постепенно формируемом недоверии людей к информации в целом. Проанализировав российские информационные Интернет- ресурсы как наиболее динамичные в плане отклика на публикуемую ими информацию (в сравнении с теми же печатными изданиями, например), следует заметить, что из десяти комментариев (в среднем, в зависимости от ресурса) по крайней мере три заявляют о том, что данные, приведенные в статье, -- «ложь», «заказаны» или «приведены не полностью». В условиях тотальной информационной войны сознание людей, бывшее до этого достаточно пластичным и восприимчивым, перестает быть гибким. Как оценивать данное явление? С одной стороны, это хорошо для идеологически сильного государства, так как вероятному противнику придется как следует напрячься, чтобы повлиять на общественное мнение данной страны. Но, с другой стороны -- это плохо в первую очередь для идеологически слабых государств (к которым, как не печально это осознавать, относится и Россия), потому что точно такая же проблема встанет перед правительством этой страны, если понадобится объединить народ перед лицом угрозы нарушения гражданской целостности и безопасности. Призыв «Вставай, страна огромная» может со все возрастающей долей вероятности прозвучать в пустоту.

    Подводя итог изложенному, подчеркнем еще раз: информационная война стала реальностью нашей жизни, она представляет собой комплекс ное явление и ведется постоянно различными методами и средствами, но всегда подразумевает владение ключевой информацией, способной изменить статус-кво в свою пользу, что, безусловно, требует от субъектов информационного противоборства наличия адекватной соответствующей доктрины, постоянного совершенствования материально-технической базы, наличия высококвалифицированных специалистов, а также высокого уровня мобилизации всего общества.